Участников приветствовали ректор УИЭУиП к.ю.н., доцент А.М. Асадов, Заслуженный деятель науки РФ, проректор УИЭУиП по научной работе, д.ю.н., профессор Д.Н. Бахрах.
Конференцию вели:
Щекочихин П.Г. – к.ю.н., профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории государства и права УИЭУиП;
Внуковская Т.Н. – к.э.н., доцент, декан экономического факультета УИЭУиП.
Участники конференции:
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Государственный университет - Высшая Школа Экономики - ГУ-ВШЭ (г. Москва), Санкт-петербургский Торгово-экономический институт (г. Санкт-Петербург), Академия труда и социальных отношений (г. Челябинск), Белгородский торгово-экономический университет потребительской кооперации (г. Белгород), Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), Уральский государственный университет им. М.А. Горького (г. Екатеринбург), Уральский институт экономики, управления и права, Курганский филиал УИЭУиП, Нижнетагильский филиал УИЭУиП, Каменск-Уральский филиал УИЭУиП.
Морозова Э.В. - к.и.н., доцент, начальник отдела качества образования УИЭУиП выделила ключевые элементы философии высшего профессионального образования, отметив, что возникает новая, особая сфера в жизнедеятельности общества - информационная. Она включает в себя: производство информации, её преобразование; предоставление, распространение информационных услуг; поиск, получение и потребление информационных продуктов. Образование и информатизация – два ключевых процесса модернизации общества.
В концепции модернизации образования в Российской Федерации образование рассматривается как стратегическая "точка роста", важнейший фактор опережающего развития всего общества и международного самоутверждения страны.
Современная ситуация в области высшего профессионального образования характеризуется противоречивостью и неопределенностью, отметил докладчик, что всегда сопровождает периоды накопления сил и опыта для рывка и выхода на новый качественный уровень.
Внуковский Н.И., д.э.н., профессор добавил, что в Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения реализована идея ориентации не на багаж информации, необходимой к усвоению студентом, а на конечную цель - выработку способностей добывать, получать информацию и применять полученные знания, умения и навыки к конкретным ситуациям, то есть выработку компетенций.
Асадов А.М. поставил вопрос о необходимости изменения системы знаний, которая нужна студенту.
Внуковская Т.Н. остановилась на роли образования в формировании человеческого капитала. По разным оценкам, среди факторов определяющих рост благосостояния общества и индивида на долю образования приходится от 60% до 80%.
На сегодняшний день в России наблюдается очевидное противоречие между неизбежным в ближайшие годы снижением численности трудовых ресурсов (по пессимистическому прогнозу к 2050 году численность россиян составит 93 миллиона человек) и возрастанием требований к качеству человеческого капитала в условиях экономики.
В условиях модернизации экономики, стремлении сознания информационного общества на первый план выйдут такие качества как способность к абстрактному мышлению, умение аналитически и логически мыслить, находить и обрабатывать большие объемы информации, умение решать сложные неструктурированные проблемы. Кроме того, возрастет роль способностей к творческому труду, к самосовершенствованию, стремление к инновациям и их внедрениям.
По мнению докладчика, целесообразно с помощью образовательных, воспитательных и развивающих средств обеспечить переориентацию значительнейшей части учащейся и работающей молодежи с «карьерного мышления» (где приоритеты - карьера, деньги успех) на «репродуктивно-активное мышление», где «материальное» представляется преимущественно в качестве инструмента достижения других приоритетных целей (семья, дети).
Тему продолжили: аспирантка УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Чекунова П.Ю., рассказав об опыте разработки программно-методических вопросов статистического изучения репродукционной ориентации студентов;
Глухих А.С. (УИЭУиП, специальность «Мировая экономика», 4 курс, стипендиатка Губернатора Свердловской области) о человеческом капитале как элементе качественного образования;
Евдокимова О.В. (Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, г. Санкт-Петербург) - о современных тенденциях развития российского рынка образовательных услуг: инвестиции в человеческий капитал;
Тактуева А.Г. (УИЭУиП, специальность «Мировая экономика», 5 курс, стипендиатка Губернатора Свердловской области) о научно-исследовательской деятельности студентов как ключевом факторе успеха в решении проблемы воспроизводства ученых Российской науки.
Конференция транслировалась в филиалы института. Студенты Каменск-Уральского филиала принимали активное участие в обсуждении животрепещущих вопросов (Межин М.А. специальность «Прикладная информатика (в экономике)», 4 курс; Мойсеенко П.Н., специальность «Юриспруденция», 4 курс; Махнова Н.В., специальность «Юриспруденция», 4 курс).
Было высказано мнение по поводу конституционных прав человека и гражданина на образование, может ли высшее образование стать всеобщим и что оно дает в реальной жизни?
Оживленная дискуссия развернулась по докладу Ефанова А.М. (УИЭУиП, специальность «Юриспруденция», 3 курс) о правовой культуре молодых граждан России и современных проблемах ее совершенствования.
Рудик Г.П. (УИЭУиП, специальность «Прикладная информатика (в экономике)», 5 курс, стипендиатка Губернатора Свердловской области) рассказала об опыте применения информационных технологий в образовательном процессе - создании интернет-портала «электронная юридическая клиника».
Попробовали свои силы на студенческой секции и наша надежда - студенты 1-2 курсов.
Рогожкина О.Е. (УИЭУиП, специальность «Мировая экономика», 1 курс) рассуждала по поводу экономического образования в ВУЗе. Каким оно должно быть: фундаментальным или прикладным?
Томилова Л.А. (УИЭУиП, специальность «Финансы и кредит», 1 курс) - об экономическом образовании и его социальной ценности.
Фадеева А.С. (УИЭУиП, специальность «Финансы и кредит», 2 курс) «о болонском процессе».
Всего на конференции прозвучало 33 доклада. По итогам будет опубликован сборник.
С заключительным словом выступил Д.Н. Бахрах, вручил дипломы участникам и пожелал успехов в научных исследованиях.