Положение о балльно-рейтинговой системе организации учебной дисциплины в УИЭУиП
I. Общие положения
1.1 Балльно-рейтинговая система организации учебной дисциплины (далее - БРС) способствует проведению внутривузовского контроля и аудита результатов учебной деятельности, совершенствованию учебного процесса в соответствии с современными требованиями.
1.2 Целью балльно-рейтинговой системы организации учебной дисциплины является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.
К числу основных задач БРС относятся:
- индивидуализация обучения, организация и стимулирование самостоятельной работы студентов;
- широкое использование в учебном процессе новых, в том числе информационных технологий, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования;
- систематический контроль успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков студентов требованиям государственных образовательных стандартов.
II. Структура и содержание балльно-рейтинговой системы организации
2.1 БРС включает следующие компоненты:
- технологическая карта изучения учебной дисциплины;
- учебно-методический комплекс;
- информационно-техническая база;
- постоянное взаимодействие преподавателя и студента с целью контроля самостоятельной учебной работы студента, выявления фактического результата обучения и целенаправленного влияния на ход учебного процесса;
- текущий контроль учебной работы студента;
- текущая (внутрисеместровая) аттестация;
- промежуточная аттестация (по итогам изучения учебной дисциплины в семестре).
2.2 Технологическая карта определяет порядок изучения учебной дисциплины, совокупность видов учебной нагрузки студента, график проведения текущих аттестаций, систему мероприятий по контролю знаний, условия и процедуру их оценки.
Технологическая карта разрабатывается преподавателем, читающим лекции по учебной дисциплине (образец для дисциплины Политология в Приложении 1) рассматривается на заседании кафедры и секции учебно-методической комиссии, и утверждается проректором по учебной работе.
При разработке технологической карты той или иной учебной дисциплины учитываются особенности специальности и учебной дисциплины, учебно-педагогические принципы преподавания на кафедре.
Технологическая карта по дисциплине сопровождаться требованиями кафедры к письменным работам (образец для дисциплины Политология в Приложении 2), включая итоговую работу (образец для дисциплины Политология в Приложении 3), и в обязательном порядке доводится до сведения каждого студента в начале занятий по данной дисциплине.
2.3 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине предназначен для обеспечения процесса изучения студентом дисциплин.
В состав учебно-методического комплекса входят:
- введение, в котором формулируются цель и задачи дисциплины, требования к студенту (студент должен знать), организационные формы изучения и формы контроля дисциплины, критерии оценок экзаменов (зачетов), требования ГОС;
- тематический план, в котором представляются названия разделов и отдельных тем дисциплины, а также виды и объем (в академических часах) лекций, семинаров, самостоятельной работы по каждой теме (отдельно – для очной, заочной и очно-заочной форм обучения);
- содержание тем дисциплины;
- примерные вопросы к экзамену (зачету);
- список основной (с грифом Министерства за последние годы) и дополнительной литературы;
- список основной и дополнительной литературы по каждой из тем;
- планы семинарских (практических) занятий с указанием тем, литературы к ним, содержания вопросов, выносимых на обсуждение, задач и практических ситуаций;
- контрольные тесты по отдельным темам, контрольные тесты в целом по дисциплине;
- темы докладов по проблематике дисциплины и литература для их подготовки;
- примерные вопросы к экзамену (зачету);
- примерные темы курсовых и дипломных работ;
- глоссарий.
2.4 Информационно-техническая база, необходимая для реализации балльно-рейтинговой системы организации включает в себя ресурсы библиотеки Института, электронные учебно-методические комплексы, размещаемые на вебсерверах Института в свободном доступе для студентов, систему для самотестирования студентов, компьютерные классы для самостоятельной работы студентов.
2.5 Постоянное взаимодействие преподавателя со студентом осуществляется в рамках аудиторных занятий, консультаций, Организационно- документационной основой взаимодействия преподавателя и студента является расписание учебных занятий, расписание консультаций преподавателя и технологическая карта изучения учебной дисциплины.
III. Система контроля
3.1 Текущий контроль осуществляется в течение семестра и представляет собой оценку знаний, полученных на занятиях и в ходе самостоятельного изучения студентами учебного материала. Формы текущего контроля устанавливаются в технологической карте учебной дисциплины и могут включать в себя контрольные работы, доклады и рефераты, конспекты базовых источников, выступления в ходе семинарских (практических) занятий, тестирование, другие задания.
3.2 Результаты текущего контроля преподаватель выставляет в ведомости, которую ведет в течение семестра. Преподаватель регулярно выставляет в ведомость текущего контроля (Приложение 4) количество баллов, полученных студентом при выполнении плановых учебных заданий, предусмотренных технологической картой изучения учебной дисциплины.
По завершении семестра ведомость с результатами текущего контроля передается в деканат и хранится вместе с экзаменационной (зачетной) ведомостью.
3.3 Промежуточная аттестация осуществляется по итогам изучения студентом учебной дисциплины в семестре.
IV. Рейтинговый механизм оценки знаний
4.1 Рейтинг - место (позиция), которое занимает студент в группе в соответствии с количеством баллов. Рейтинг студента - это индивидуальная оценка качества его успеваемости.
4.2 Введение рейтингового механизма оценки знаний студентов не отменяет систему оценок, выставляемых по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Шкала перевода оценки из многобалльной в пятибалльную по отдельной учебной дисциплине устанавливается на заседании кафедры и утверждается на заседании секции Учебно-методической комиссии с учетом специфики обучения по каждой специальности и дисциплине. Эта шкала заносится в технологическую карту данной учебной дисциплины.
4.3 В Институте устанавливается следующая примерная шкала соответствия между оценками, выставляемыми по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной
системе:
«отлично» - 76-100 баллов;
«хорошо» - 66-75 баллов;
«удовлетворительно» - 50-65 баллов.
4.4 Вследствие пропусков занятий по уважительной причине не может быть аттестован по многобалльной шкале оценок, он по решению деканата сдает экзамен, оцениваемый по пятибалльной шкале, кафедральной комиссии в составе не менее двух преподавателей. Результат экзамен переводится в оценку по многобалльной шкале по среднему значению интервала.
V. Управление балльно-рейтинговой системой
5.1 Управление балльно-рейтинговой системой организации учебной дисциплины строится на основе Положений, принятых Ученым советом Института, и осуществляется посредством приказов ректора, решений учебно-методической комиссии и его секций, распоряжений проректора по учебной работе, декана факультета,
заведующего кафедрой.
Учебно-методическая комиссия и его секции осуществляют:
- введения новых форм организации учебной дисциплины и новых образовательных технологи;
- обеспечение процесса БРС необходимыми нормативными и методическими документами и материалами;
- организацию и проведение обучающих семинаров по психолого-педагогическим, методическим, информационно-техническим основам реализации БРС и семинаров по обмену опытом с преподавателями;
- организация консультаций для преподавателей по вопросам реализации БРС.
VI. Права и обязанности студента
6.1 Студент обязан ознакомиться с правилами балльно-рейтинговой системы организации учебной дисциплины, изложенными в настоящем Положении, и неукоснительно соблюдать их.
6.2 В процессе обучения студент обязан руководствоваться требованиями технологической карты учебной дисциплины, выполнять график контрольных мероприятий.
6.3 Студент имеет право получать информацию установленную настоящим Положением и технологической картой учебной дисциплины,
- об условиях изучения учебной дисциплины;
- о видах учебных заданий и контроля;
- о критериях и процедурах оценивания знаний по дисциплине;
- о результатах каждого контрольного мероприятия;
- о результатах текущего контроля;
- о результатах внутрисеместровых аттестаций;
- о программе итогового испытания (не позднее 16-ой недели семестра);
- об итоговых результатах текущего контроля за семестр.
6.4 Студент имеет право получать в установленном деканатом порядке сведения о своем рейтинге.
6.5 Студент имеет право на защиту своих интересов в случае допущенных преподавателем нарушений:
- требований, установленных в технологической карте учебной дисциплины,
- графика контрольных мероприятий,
- графика проведения итоговых испытаний и повторных итоговых испытаний, установленного деканатом.