Аспирантура, как очная, так и заочная, является 3-ей ступенью высшего образования. Целью обучения в аспирантуре является воспитание квалифицированных научных кадров, способных вести научно-исследовательскую работу, самостоятельно ставить и решать актуальные научные задачи, адекватно воспринимать научные достижения специалистов в той же области знаний, передавать свои знания научной общественности.
Для этого программа обучения в аспирантуре предусматривает изучение ряда дисциплин и сдачу по ним экзаменов кандидатского минимума, подготовку к работе и самостоятельную работу над диссертационным исследованием, предзащиту кандидатской диссертации (научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации).
По окончании каждого года обучения каждый аспирант проходит на кафедре аттестацию, подтверждающую выполнение учебного плана.
Стандартный срок обучения:
очная – 3 года,
заочная – 4 года.
Первый год обучения в аспирантуре
После зачисления в аспирантуру аспирант в течение 1 месяца должен со своим научным руководителем сформулировать тему исследования, составить и утвердить у заведующего кафедрой учебный (индивидуальный) план.
Учебный план составляется на весь срок обучения и включает в себя все стадии обучения в аспирантуре, как-то обязательное посещение занятий по дисциплинам кандидатского минимума, участие в учебном процессе, участие в научно-исследовательской работе, сдачу кандидатского минимума, подготовку этапов диссертационной работы и т.д.
Кандидатский минимум включает в себя три экзамена: история и философия науки, иностранный язык и профильный предмет. Обычно на первом году обучения сдаются экзамены по истории и философии науки и иностранному языку. Начинается подготовка по дисциплинам специальности.
Участие аспирантов в учебном процессе может предусматривать проведение лабораторных и семинарских занятий, руководство студенческой практикой, работу в приемной комиссии и прочее.
Участие в научно-исследовательской работе предусматривает самостоятельное выполнение аспирантом отдельных разделов НИР по тематике, выполняемой сотрудниками кафедры.
В соответствии с планом учебной работы аспиранта на первом голу обучения обычно предусматривается утверждение темы диссертации, подготовка обзорной научной статьи, участие в 2-3 научных конференциях с публикацией тезисов докладов, подготовка первой главы диссертации с обзором литературных источников и постановкой цели и задач диссертационного исследования.
Второй год обучения в аспирантуре
Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен получению аспирантом теоретических и практических знаний в области диссертационного исследования и на их базе подготовке основного текста диссертации.
На втором году обучения аспирант продолжает осваивать дисциплины по направлению подготовки.
В соответствии с планом учебной работы аспиранта на втором году обучения обычно предусматривается подготовка 1-2 научных статей по результатам диссертационного исследования, участие в 2-3 научных конференциях с публикацией тезисов докладов, подготовка второй и третьей глав диссертации с выводами.
Также в соответствии с планом учебной работы аспирант участвует в учебной и научно-исследовательской работе кафедры.
Третий год обучения в аспирантуре
Третий год обучения в аспирантуре посвящен доведению диссертационного исследования до требований, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
На этом этапе отрабатываются основные результаты исследования: формулируются цель и задачи исследования, научная новизна и научные положения, достоверность научных положений, теоретическая и практическая ценность исследования, приводятся результаты апробации диссертационного исследования. Кроме того, уточняется список литературных источников, пишется введение и заключение, оформляется текст диссертации и приложений к ней.
Также по результатам диссертационной работы готовится автореферат. Готовятся и публикуются 2-3 научные статьи в журналах списка ВАК.
На третьем году проводится подготовка аспиранта в качестве преподавателя высшего учебного заведения с обязательным освоением теоретических аспектов преподавательской деятельности, подготовкой и прохождением педагогической практики.
В последнем семестре обучения проводится государственная аттестация, которая включает в себя:
- Государственный экзамен;
- Научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).