Уральский институт экономики, управления и права

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Отчет о работе форума


21–24 апреля 2015 г. в Уральском институте экономики, управления и права прошел Международный научно-практический форум «Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения». В рамках форума состоялись следующие научные мероприятия: 
  1. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений в современном российском обществе» (21 апреля 2015 г.).
  2. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы толерантности в современном мире» (22 апреля 2015 г.).
  3. Международная научно-практическая конференция «Стратегические векторы социально-экономического развития» (22 апреля 2015 г.).
  4. Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития информационного общества: модели и решения» (23 апреля 2015 г.).
  5. Международная научно-практическая конференция «Психологическая безопасность личности и личная культура субъекта» (24 апреля 2015 г.).
Соорганизаторами форума выступили Уральский институт экономики, управления и права, Западно-Саксонская Высшая школа Цвикау (Германия), Высшая школа Циттау/Герлитц (Германия), Кременчугский национальный университет имени М. Остроградского (Украина). 
Соорганизаторами форума выступили Уральский институт экономики, управления и права, Западно-Саксонская Высшая школа Цвикау (Германия), Высшая школа Циттау/Герлитц (Германия), Кременчугский национальный университет имени М. Остроградского (Украина)
На форуме обсуждался широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты инновационного развития современного мира. В работе форума приняли участие отечественные и зарубежные ученые – юристы, экономисты, историки, социологи, политологи, психологи, философы, филологи, математики, специалисты в области информационных технологий (из них 28 докторов наук, 39 кандидатов наук), а также представители органов государственной власти и предприятий.  
 

Программа форума началась с 
Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений в современном российском обществе»

 
Работу конференции открыл ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М. Он тепло поприветствовал участников конференции, пожелал им плодотворной работы, интересных дискуссий. 
С приветственным словом к участникам конференции обратились также проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н. и модератор конференции – декан юридического факультета Уральского института экономики, управления и права, кандидат юридических наук, доцент Дуров А.И. 
Асадов Али МамедовичРуденкин В.Н.Дуров А.И.
 
Доклады участников конференции были посвящены самым разнообразным вопросам и проблемам правотворчества и правоприменения. Выступления неизменно вызывали живой интерес и вопросы аудитории, нередко переходили в дискуссии. 
 
С первым докладом, посвященным анализу косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений в сфере экономики и финансов, выступил ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М. 

Асадов А.М.
Дав определение косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений, докладчик подчеркнул, что их применение обеспечивает высокий уровень открытости государственной власти, способствует повышению эффективности реализации организационной и организационно-контрольной функций административно-правового воздействия на общественные отношения.
 
По словам докладчика, «косвенная (опосредованная, нелинейная) правовая конструкция позволяет в зависимости от внутринациональной или международной экономической ситуации усиливать или ослаблять властное воздействие государства на экономику и финансы в целях эффективного использования возможностей рыночных механизмов.
Косвенная правовая конструкция применима для интеграции в соответствующие структуры государственной власти гражданских институтов, что имеет практическую значимость для формирования и развития гражданского общества в нашей стране».
 
С первым докладом, посвященном анализу косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений в сфере экономики и финансов, выступил ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М.С первым докладом, посвященном анализу косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений в сфере экономики и финансов, выступил ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М.С первым докладом, посвященном анализу косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений в сфере экономики и финансов, выступил ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М.С первым докладом, посвященном анализу косвенных (опосредованных) административно-правовых отношений в сфере экономики и финансов, выступил ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М.
    
Докладчик рассказал об основных этапах формирования новой банковской системы России, ее современном состоянии и путях совершенствования. В частности, было отмечено, что для эффективного функционирования системы государственного администрирования в сфере экономики и финансов необходимо обеспечение строгого соответствия цели и задач государственного органа с его структурой, функциями, полномочиями, ответственностью, финансовым обеспечением его деятельности, а также обеспечение сбалансированности интересов данного органа с публичными интересами более высокого порядка. В докладе были также проанализированы статус, порядок формирования и полномочия (компетенция) Национального финансового совета (НФС) – коллегиального органа Банка России.
 
С докладом на тему «Актуальные проблемы трудового законодательства РФ» выступила доктор юридических наук, профессор Уральского государственного юридического университета Саликова Н.М. 
 
С докладом на тему «Актуальные проблемы трудового законодательства РФ» выступила доктор юридических наук, профессор Уральского государственного юридического университета Саликова Н.М. С докладом на тему «Актуальные проблемы трудового законодательства РФ» выступила доктор юридических наук, профессор Уральского государственного юридического университета Саликова Н.М. С докладом на тему «Актуальные проблемы трудового законодательства РФ» выступила доктор юридических наук, профессор Уральского государственного юридического университета Саликова Н.М.
 
В докладе были проанализированы четыре актуальных проблемы современного российского трудового законодательства:
  • новый порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы;
  • закон о специальной оценке условий труда;
  • закон о запрете заемного труда (вступающий в силу в 2016 г.);
  • определение понятия «одинокая мать», данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 г. «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».  
О становлении и перспективах развития парламента и парламентаризма в Кыргызстане рассказал участникам конференции доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и правоведения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Шерипов Н.Т.
О становлении и перспективах развития парламента и парламентаризма в Кыргызстане рассказал участникам конференции доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права и правоведения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Шерипов Н.Т. 
 
Он дал определение понятий «парламент» и «парламентаризм»; показал, что наличие парламента в стране само по себе не гарантирует появления парламентаризма (последний, в частности, невозможен при отсутствии политической конкуренции, оппозиции действующей власти).     
 
Докладчик выделил ряд проблем, с которыми сталкивается парламентаризм в Кыргызстане (проблема императивного мандата, проблема коррупции, национальная политика, формирование кыргызской нации, статус оппозиции, соотношение властных полномочий президента и премьер-министра), поделился с участниками конференции своим видением путей их решения.

С докладом на тему «Конституционный Суд РФ и развитие науки конституционного права» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права Уральского института экономики, управления и права Выдрин И.В.
С докладом на тему «Конституционный Суд РФ и развитие науки конституционного права» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права Уральского института экономики, управления и права Выдрин И.В. 

Он, в частности, проанализировал влияние Конституционного Суда РФ на науку и отрасль конституционного права, что находит выражение в конституционализации правовых отношений, расширении предмета конституционно-правового регулирования, дроблении отрасли конституционного права на новые правовые образования.
 
По мнению докладчика, решающее влияние актов Конституционного Суда и выраженных в них правовых позиций связано с конституционализацией, т.е. наполнением конституционным содержанием самых разных общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права.
Значительное распространение получили суждения о том, что «конституционное» является эквивалентом достоверного правового регулирования, о наличии в практически любом правоотношении доли конституционного содержания.
 
О проблемах применения Кодекса об административном судопроизводстве рассказал в своем докладе кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой юридических дисциплин Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права, судья Нижнетагильского районного суда Андреев И.А.
О проблемах применения Кодекса об административном судопроизводстве рассказал в своем докладе кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой юридических дисциплин Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права, судья Нижнетагильского районного суда Андреев И.А.  
 
Докладчик проанализировал Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», выделил ряд проблем, связанных с его применением:  назвал несколько норм с отложенным действием – в частности, вопросы, связанные с электронным правосудием, подачей административного искового заявления; категории дел о взыскании обязательных платежей и санкций; проблема оспаривания нормативно-правовых актов; возможность использования аналогии закона; право на обращение в суд; подведомственность; соглашение по обстоятельствам и др. 

Доклад аспирантки кафедры административного права Уральского института экономики, управления и права Доставаловой А.С. был посвящен проблеме государственного контроля в условиях саморегулирования в сфере регулирования финансовых рынков.
Доклад аспирантки кафедры административного права Уральского института экономики, управления и права Доставаловой А.С. был посвящен проблеме государственного контроля в условиях саморегулирования в сфере регулирования финансовых рынков. 

В докладе был проанализирован законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» – в частности, вопрос о передаче Банком России саморегулируемым организациям полномочий по надзору за соблюдением ее членами требований федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Проведенный анализ законопроекта позволил докладчику прийти к выводу, что «государственный контроль – это крайне важная сфера деятельности государства, осуществление которой возможно в том числе путем привлечения к ней таких специфических субъектов, как саморегулируемые организации. Законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" требует внесения в него некоторых изменений, но при этом является существенным шагом к достижению более качественного государственного контроля в сфере финансовых рынков».

С заключительным докладом на тему «Социальные организации в системе социального обслуживания граждан в Российской Федерации» на конференции выступила преподаватель кафедры муниципального права Уральского института экономики, управления и права Выдрина И.И.
С заключительным докладом на тему «Социальные организации в системе социального обслуживания граждан в Российской Федерации» на конференции выступила преподаватель кафедры муниципального права Уральского института экономики, управления и права Выдрина И.И. 

Ее доклад был посвящен правовому статусу, видам и направлениям деятельности организаций социального обслуживания граждан в свете Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». 
Докладчиком были предложены критерии классификации организаций социального обслуживания: в зависимости от форм собственности они делятся на государственные и негосударственные; в зависимости от форм социального обслуживания учреждения подразделяются на стационарные, полустационарные, срочного социального обслуживания, обслуживания на дому.
Было также обращено внимание на отсутствие в системе социального обслуживания граждан муниципальных учреждений социального обслуживания.  
 
22 апреля 2015 г. состоялась 
Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы толерантности в современном мире» 
 
С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права, доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н.
             
С первым докладом на тему «Г. Кюнг о толерантности: "Декларация мирового этоса"» выступил Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Пивоваров Д.В.            
В первой части своего доклада он проанализировал понятие «толерантность», его наиболее часто упоминаемые смысловые значения, отличие трактовок этого понятия в русском и иностранных языках. Вторая (и основная) часть доклада профессора Пивоварова Д.В. была посвящена анализу «Декларации мирового этоса» Ганса Кюнга – немецко-швейцарского католического мыслителя, одного из наиболее выдающихся теоретиков экуменизма – движения за сближение и объединение различных христианских церквей. 
 
С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права, доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н.С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права, доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н.С первым докладом на тему «Г. Кюнг о толерантности: С первым докладом на тему «Г. Кюнг о толерантности:
 
«Г. Кюнг, – отметил докладчик, – настаивает на необходимости всесторонне развивать всемирный экуменизм, подчеркивает важность религиозной самокритики и идеи равенства всех религий перед глобальным этосом. Весь человеческий род должен жить в перманентном "прощении и обновлении", всегда славя и благодаря Бога. Г. Кюнг предлагает более строго организовать межрелигиозный диалог в виде системы философско-теологических симпозиумов, общих религиозных праздников, регистрации смешанных межконфессиональных браков и пр. Межрелигиозный диалог должен восприниматься как поиск консенсуса путем взаимных уступок». По Г. Кюнгу, «мировой этос – это некий минимум, который нуждается в моральных основаниях для того, чтобы люди одной конторы или одного класса, в университете или на фабрике могли совместно жить и работать». В докладе были раскрыты выделяемые Г. Кюнгом пять требований, соблюдение которых предполагает приверженность культуре ненасилия, а также содержание культуры толерантности и смысла императива быть «истинно человечным» в духе наших великих религиозных и этических традиций.
 
Доклад Заслуженного работника высшей школы РФ, доктора исторических наук, профессора, проректора по учебной работе Уральского института экономики, управления и права Личмана Б.В. был посвящен анализу различных мировоззренческих объяснений истории России и обоснованию толерантности при их восприятии и оценке. 

Доклад Заслуженного работника высшей школы РФ, доктора исторических наук, профессора, проректора по учебной работе Уральского института экономики, управления и права Личмана Б.В. был посвящен анализу различных мировоззренческих объяснений истории России и обоснованию толерантности при их восприятии и оценке.
«Толерантный человек – это человек, вооруженный знанием разных мировоззренческих объяснений истории, способный (причина-следствие-вывод) защищать свою мировоззренческую точку зрения на ход истории и в то же время знать-понимать, а следовательно, и уважать другие мировоззренческие объяснения истории (причина-следствие-вывод), – подчеркнул докладчик. – Аргументированное знание логик причинно-следственных связей нескольких мировоззренческих объяснений историй обуславливают мировоззренческую толерантность человека. Попытка объединения всех мировоззренческих логик в одну "логику" не позволяет получить разумного объяснения. В случае объединения разных мировоззренческих логик наступает хаос логик, теряется единая связь, возникает неопределенный вывод "с одной стороны, с другой стороны", и история прекращает свое существование как наука, объясняющая прошлое». 

По мнению докладчика, мировоззренческие объяснения являются всегда стержнем исторических трудов независимо от времени их написания. Они определяются направленностью мировоззренческого изучения и представляют собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. В настоящее время в нашей стране идет вековой процесс мировоззренческого осмысления и переосмысления человеком фактов истории России. Суммированного мировоззрения у людей с разными ценностными ориентирами не существовало и не существует, а разные мировоззренческие логики со своими жизненными ценностями всегда по-разному объясняли и будут объяснять ход истории страны. Толерантность мировоззрений людей в основном зависит от их грамотности и культуры, знания разных мировоззренческий логик причинно- следственных связей  их истории.
 
В докладе доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Ивановой Е.В. «Формирование толерантности в процессе преподавания курса "религиоведение" в высшем учебном заведении» были затронуты преимущественно практические (прикладные) аспекты проблемы толерантности. 

В докладе доктора философских наук, профессора кафедры религиоведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Ивановой Е.В. «Формирование толерантности в процессе преподавания курса
По мнению докладчика, толерантность в религиозной сфере (в сфере свободы совести и вероисповедания) – это уважение права другого лица на собственный мировоззренческий и религиозный выбор. Уважение не самой по себе религии или иной мировоззренческой системы, а права другого человека выбрать свою собственную точку зрения. Любой человек может считать религиозную точку зрения другого человека заблуждением, но при этом признавать и уважать право человека выбирать эту точку зрения. Формированию религиозной и этноконфессиональной толерантности студентов как раз и призван служить вузовский курс «религиоведение». 

Особенно важны знания по религиоведению студентам юридических факультетов: в процессе преподавания данного курса преподаватель делает акцент не только на толерантное воспитание, но и на знакомство с такими разделами религиоведения, как криминология религии, основы государственно-конфессиональных отношений, история мировых религий. В заключение своего доклада профессор Иванова Е.В. отметила, что в процессе изучения и преподавания курса религиоведения можно сконцентрировать множество задач и возможностей. Главная задача – сформировать у молодого человека не только профессиональные компетенции, прописанные в программах курса, но и толерантное мышление, навыки анализировать окружающую действительность и делать соответствующие выводы, обладая определенными знаниями. Поэтому необходимость преподавания данного курса является актуально неоспоримой в современных условиях противодействия терроризму и экстремизму, способствуя как формированию национальной безопасности государства, так и религиозной безопасности личности.

Михайлова Ю.Н.
С докладом на тему «Толерантность как фактор диалога» выступила кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой речевой коммуникации и культурологии Уральского института экономики, управления и права Михайлова Ю.Н.
 
Докладчик предложила рассматривать толерантность как коммуникативную категорию, регулирующую процесс общения. Для оценки отношения одного субъекта к другому как толерантного или интолерантного необходимо, чтобы субъекты, имеющие разногласия, вступили в диалог.
 
Диалог в данном случае понимается широко, как любое социально значимое взаимодействие. Взаимодействие партнеров по коммуникации может развиваться по пути конгруэнции и конфронтации. Когда нет диалога, взаимодействия, нельзя говорить о категории толерантности.
 
Современные СМИ лишь создают эффект толерантности, сами часто нарушают нормы, особенно при описании межэтнического взаимодействия, и не способствуют формированию толерантных установок в российском обществе.

О важности сохранения и упрочения толерантности во взаимоотношениях многочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, говорила в своем докладе кандидат социологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Каменск-Уральского филиала Уральского института экономики, управления и права Комарова Н.С.
По словам докладчика, «поликультурность является исторической особенностью нашей страны: на огромной территории мирно уживаются представители 195 различных национальностей и этнических групп, которые пользуются одинаковыми гражданскими правами и свободами, в том числе правом сохранять и развивать собственную культуру, исповедовать религию или оставаться вне религии (атеисты и агностики)».  

Отмечая фиксируемые социологами проявления в нашей стране национальной неприязни, конфликтности, нетерпимости к другим культурам и вероисповеданиям, Н.С. Комарова отметила, что эти проявления создаются искусственно, насаждаются извне: «Особенно сильно этому влиянию подвергается молодежь, происходит зомбирование молодых людей, пропагандируется жестокость, ненависть, агрессия. Все это делается с одной целью: ослабить страну, сделать ее разрозненной, а, следовательно, уязвимой как в культурном, так и в политическом плане». 
Вот почему так важно, чтобы государство и общество прилагали совместные целенаправленные усилия по формированию толерантного сознания и соответствующего поведения, уважительного отношения к представителям иных культур, особенно среди молодежи. Только так можно «сохранить единство народов России, не допустить жестокости и кровопролития. Толерантность важна как никогда ранее, она является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов нашей страны», – сказала в заключение Н.С. Комарова.

С интересом и вниманием участники конференции выслушали доклады двух студенток Каменск-Уральского филиала Уральского института экономики, управления и права, подготовленные под научным руководством доцента Комаровой Н.С.
 
Первый доклад на тему «Толерантность современной российской молодежи как фактор социально-политической стабильности общества: по результатам социологического исследования» сделала Храмова А.
Основываясь на результатах проведенного социологического опроса студентов УИЭУиП, докладчик отметила, что «современные молодые люди, с одной стороны, не лишены чувства толерантности, что проявляется в их терпимом отношении к представителям других вероисповеданий и национальностей, к людям с ограниченными возможностями, с другими политическими взглядами. В то же время отмечается негативная тенденция: молодые люди все чаще равнодушно относятся к беде ближнего, считая, что их это не касается». 
По мнению докладчика, «наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание нравственных качеств. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

Со вторым докладом на тему «Проблемы формирования толерантного отношения молодежи к мигрантам как профилактика экстремизма» выступила Красикова М. Она, в частности, отметила, что многих россиян волнует проблема большого притока мигрантов в нашу страну; выделила ряд причин, порождающих конфликты и напряженность в отношениях между коренным населением и приезжими. Особое внимание в докладе было уделено обоснованию необходимости реализации практических мер по профилактике экстремизма, в особенности в молодежной среде. 

О роли образовательной организации в формировании толерантности у юных граждан России рассказала в своем докладе заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ПГО СОШ № 17 г. Полевского Широкова А.Е.
Школьные классы, по словам докладчика, «стали микрокосмосом культурного многообразия». Отметив «пестрый» в этническом, культурном и социальном отношениях состав своей школы, А.Е. Широкова обратила особое внимание на важность создания благоприятной психолого-педагогической среды, где носителем образцов толерантности будет сам педагог. В частности, центром развития и воспитания толерантности в школе № 17 г. Полевского является школьный музей, один из лучших в области. Развито именно не СО-, а САМОуправление: Совет старшеклассников «Содружество», школьное научное общество учащихся «Дети будущего»; около десяти лет действует газета «Абзац». Шестеро педагогов – выпускники родной школы. Основу системы составляет конструктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений на основе принципов уважения, открытости, компромисса.  
Содержание образования базируется на основе метода интеграции как межпредметной, так и урочной и внеурочной деятельности. Есть также специальные курсы, реализуемые в рамках федерального, регионального и школьного компонентов, целью которых является именно формирование толерантности. Это «Основы религиозных культур и светской этики», электив «Культурные традиции народов России» и др. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к процессам и явлениям через ролевые социальные игры. Это игры «Семья», «Страна Тилимилитрямдия» и др. Особую эмоциональную составляющую можно ощутить на ежегодном празднике национальных культур народов Урала, к которому готовятся и участвуют целыми семьями. «Системно осуществляя образовательную деятельность на основе гуманистических принципов, общеобразовательная школа становится главным социальным институтом реализации общегосударственной задачи по формированию толерантности», – сказала в заключение своего доклада А.Е. Широкова. 

С заключительным докладом на конференции выступил доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права Руденкин В.Н.
 
С заключительным докладом на конференции выступил доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права Руденкин В.Н.
Его доклад был посвящен проблеме доверия к институтам государства и общества. «Конструктивное социальное взаимодействие государства и гражданского общества возможно лишь при условии доверия граждан к институтам государства и общества», – подчеркнул докладчик. Вместе с тем, во многих странах, в том числе и в России, наблюдается тенденция к снижению такого доверия, что заставляет ученых проводить специальные исследования с целью выявления причин, порождающих эту тенденцию.
 
Проанализировав содержание понятия «доверие», докладчик остановился далее на таких его разновидностях, как межличностное и институциональное доверие: первое (понимаемое как сотрудничество, взаимная ответственность и уверенность в честности другого) основано на личностных обязательствах, второе подразумевает доверие к «абстрактным системам» (Э. Гидденс).
 
В докладе были приведены данные социологических исследований, свидетельствующие о том, что последние полтора десятилетия в России характеризуются сочетанием стабильно высокого уровня доверия населения Президенту страны В.В. Путину и заметно более низкого уровня доверия к большинству институтов государства и общества; названы причины, объясняющие этот феномен.
В заключение докладчик отметил важность укрепления партнерских отношений государства и гражданского общества; перечислил ряд мер, реализация которых будет способствовать росту доверия граждан к институтам государства и общества. 

22 апреля 2015 г. состоялась 
Международная научно-практическая конференция «Стратегические векторы социально-экономического развития» 
  
На конференции обсуждался широкий круг вопросов, затрагивающих различные стратегические векторы инновационного развития современного мира.
Были рассмотрены различные аспекты теоретико-методологических проблем развития социально-экономических систем на макро-, мезо-, микро- уровнях:
  • макроэкономические аспекты социально-экономического развития;
  • развитие социальной инфраструктуры в инновационном развитии экономики;
  • человеческий капитал как ключевой фактор конкурентоспособности;
  • репродуктивный труд и ценность человеческих ресурсов;
  • особенности промышленной политики в современных условиях, инновационное развитие высокотехнологического сектора и региональных систем экономики, проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности страны и регионов;
  • роль налогообложения в социально-экономическом развитии страны, антикризисное поведение субъектов в современных условиях.
В работе конференции приняли участие отечественные и зарубежные ученые, а также представители органов государственной власти и предприятий.  
 
Руденкин В.Н.
Работу конференции открыл проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н.
 
Он тепло поприветствовал участников, пожелал им плодотворной работы и дискуссий, наполненных научными идеями и новизной.  
 
Далее с приветственным словом выступил модератор конференции – декан экономического факультета Уральского института экономики, управления и права, кандидат экономических наук, доцент Внуковская Т.Н.    
Внуковская Т.Н.
 
Открыл конференцию научный доклад заведующей отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности Института экономики Уральского отделения Российской академии наук Акбердиной В.В. на тему: «Промышленная политика России и индустриальных регионов».
 
Открыл конференцию научный доклад заведующей отделом региональной промышленной политики и экономической безопасности Института экономики Уральского отделения Российской академии наук Акбердиной В.В. на тему: «Промышленная политика России и индустриальных регионов»
Статья была подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-32-01030 «Формирование методологии превентивного управления неопределенностью для гармонизации структурных изменений в процессе реиндустриализации экономики».

В своем докладе В.В. Акбердина отметила, что анализ существующих мер поддержки в промышленности в индустриальных регионах показал, что типовой блок мер поддержки промышленности (налоговые льготы, гарантии и поручительства, субсидирование процентных ставок и лизинговых платежей, субсидирование расходов на инженерную инфраструктуру, особые экономические зоны, технопарки и индустриальные парки, поддержка малого и среднего производственного бизнеса и т.п.) нормативно закреплен во всех индустриальных регионах. Несмотря на это, часть индустриальных регионов сталкивается с серьезными проблемами деиндустриализации (отмечено выше), а часть интенсивно развивает и укрепляет позиции промышленного комплекса в экономике. 
 
Проблема кроется преимущественно не в том, какие меры поддержки нормативно задекларированы, а сколько региональный бюджет выделяет средств для реализации указанных мер поддержки. Исследование показало, что расходы региональных бюджетов в новых индустриальных регионах и регионах, укрепивших свой индустриальный статус, составляют около 80 тыс.руб. на 1 млн. руб. выпуска промышленной продукции. Это в два раза выше, чем в индустриальных регионах, доля промышленности которых стремительно падает. Таким образом, наличие задекларированных мер поддержки – еще не гарантия ускоренного промышленного развития. В то же время, государственные расходы на развитие промышленности не являются панацеей. Государственные расходы выступают лишь импульсом, привлекающим инвестиции частного сектора, снижающим риски и повышающим конкурентоспособность территории. 

Живой интерес вызвал доклад заведующего кафедрой информационных технологий в экономике Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктора экономических наук, профессора Внуковского Н.Н. 
    
Его доклад явился логическим продолжением темы, заявленной В.В. Акбердиной, и был посвящен стратегии экономического развития предприятий в условиях финансово-экономического кризиса.
 
Внуковский Н.Н.Мацко Светлана, 2 курс, направление Менеджмент, г. ЕкатеринбургМаршина Александра, 3 курс, направление Менеджмент, г. Екатеринбург
                        
Подробно были освещены проблемы импортозамещения как этапа, на котором создаются ранее отсутствующие отрасли и слабые внутренние производители защищаются от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. 

С темой «К вопросу об экономико-этнологических проблемах развития России» выступил заведующий кафедрой теории и практики управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, доктор экономических наук, профессор Лавров В.Н.  

Лавров В.Н.
Для сегодняшней России как индустриально-промышленного государства моментом истины стал вопрос, как реализовывать межнациональную и межконфессиональную политику, с того момента, когда распался (или отменили) Советский Союз. Де-факто, в составе российского государства, на его территории проживает более ста самых разных этносов (племен), национальностей (народностей).
 
Оказалось, что сегодня очень важно название (имя) этих народов с точки зрения идеологии, политики и культурного развития. Название государства «Советский Союз» было гениальным изобретением «большевиков-революционеров», потому что представитель любого этноса, любого вероисповедания мог сказать и стопроцентно осознавал, что он есть советский человек, гражданин Советского Союза.
 
В настоящее время, в начале XXI века, проживая на территории Российской Федерации, миллионы не могут утверждать, что они по этносу русские, даже если запишутся в паспорте таковыми. В лучшем случае, они могут считать себя россиянами, но не «русскими».
 
Если, опираясь на работы «старых» и «новых» историков, начиная с Н.М. Карамзина, выдвинуть предположение, что «русские» – это прилагательное, также как «советские», то сразу снимаются (будут сняты) все национальные проблемы так называемой «российской цивилизации». Тем более что в мире не было и нет в эпоху глобализации ни одного «чистого» этноса, ни в одной стране мира (даже в Израиле). Историческая ассимиляция угро-финнских народов и тюркских этносов, как свидетельствует мировой опыт, не является чем-то отрицательным, а наоборот, была, есть и будет великой цивилизационной, исторической и экономической закономерностью, определяющей научный, технический и социальный прогресс народонаселения всего земного шара. И, самое главное, что данная концепция «снимает» и нейтрализует все аргументы так называемого «русского» или «антирусского» национализма.

С немецкой стороны выступил Кристиан Браувайлер, доктор, профессор от DAAD в Казахстане с докладом: «Использование новых средств информации в сфере высшего образования - анализ проблем и потенциала на примере немецко-казахского университета Алматы». Докладчик рассказал об опыте взаимодействия данных учебных заведений, фазах внедрения новых информационно-коммуникационных технологий и этапах осуществления данной программы в Уральском институте экономики, управления и права. Переводчик: Шубенкина Любовь Андреевна.
 
С немецкой стороны выступил Кристиан Браувайлер, доктор, профессор от DAAD в Казахстане с докладом: «Использование новых средств информации в сфере высшего образования - анализ проблем и потенциала на примере немецко-казахского университета Алматы».Шубенкина Любовь Андреевна (переводчик)
 
Вопросам формирования инфраструктуры непрерывного образования и ее значения для инновационного развития экономики был посвящен доклад заведующей кафедрой экономических дисциплин Курганского филиала, доктора экономических наук, доцента Логачевой Н.М.
 
Тему продолжил доклад директора Курганского филиала, кандидата технических наук, доцента Киселя И.В.  Его доклад был посвящен вопросам поиска механизмов к реализации непрерывного образования в системе ВПО.
 
Зам. заведующей кафедрой экономической теории Уральского института экономики, управления и права, кандидат экономических наук, доцент Кежун Л.А. выступила с докладом «Антикризисная политика государства: налоговый аспект». Активное обсуждение вызвал вопрос эффективности налоговых каникул для реализации антикризисной политики государства. 
 

Логачева Н.М.Кисель И.В.Кежун Л.А.
 
 
Были доклады и у молодых участников конференции. Так, наиболее интересными явились доклады следующих студентов экономического факультета головного вуза, Нижнетагильского и Курганского филиалов УИЭУиП:
  1. Нехорошков А.С., студент 3 курса направления «Экономика»: «Роль и место России в условиях неопределенности» (Нижний Тагил).
  2. Егорова С.С., студентка 1 курса направления «Экономика»: «Иностранные инвестиции в экономику России в современных условиях» (Курган).
  3. Никандрина В., студентка 2 курса направления «Менеджмент»: «Влияние демографических факторов на экономику страны» (Екатеринбург).
  4. Калашина Т.Э., студентка 4 курса направления «Менеджмент»: «Репродуктивный труд – прерогатива женщины?».
  5. Петухова Е.О., студентка 3 курса направления «Менеджмент»:  «Человеческий капитал как ключевой фактор конкурентоспособности страны».
  6. Смагина Кристина, студентка 2 курса направления «Менеджмент»: «Значимость отцовского труда».  
Доклады молодых участников конференцииКалашина Татьяна, 4 курс, менеджмент, г. ЕкатеринбургПетухова Евгения, студентка 3 курса направления «Менеджмент», г. ЕкатеринбургНехорошков Александр, 3 курс, менеджмент, г. Нижний Тагил 
 
Многие первокурсники, желающие в дальнейшем заниматься научной деятельностью с большим интересом слушали докладчиков, приобретая опыт и впитывая новую для них информацию по инструментам и методам проведения научных исследований.
 
Проректор по научной работе В.Н. Руденкин и модератор конференции Т.Н. Внуковская по завершении конференции вручили студентам грамоты и сертификаты за доклады, поблагодарили всех участников конференции за плодотворную и активную работу и пожелали творческих успехов в научной деятельности в будущем.

23 апреля 2015 г. состоялась 
Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития информационного общества: модели и решения» 
   
В конференции приняли участие 30 человек. Было представлено 24 доклада, из которых заслушано 12 докладов, в том числе 5 докладов преподавателей Уральского института экономики, управления и права, 1 доклад наших партнеров из Германии по видеоконференцсвязи, 2 доклада преподавателей Уральской государственной архитектурно-художественной академии и 4 доклада из Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.  

Работу конференции открыл ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М.
Он тепло поприветствовал участников конференции, пожелал им плодотворной работы, интересных дискуссий. Ректор отметил, что форум стал регулярным и узнаваемым в научной жизни Екатеринбурга и уральского региона. Он также поблагодарил коллег из Германии за участие и выразил надежду на дальнейшее тесное сотрудничество над конкретными едиными для Западно-Саксонской Высшей школы Цвикау и Уральского института экономики, управления и права научными проблемами.

С приветственным словом к участникам конференции обратились также проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н. и модератор конференции «Проблемы и перспективы развития информационного общества: модели и решения» заведующий кафедрой математики и естественнонаучных дисциплин Уральского института экономики, управления и права, кандидат физико-математических наук, доцент Трофимов С.П.
 
Асадов А.М.Руденкин В.Н.Трофимов С.П.
                      
Тематика конференции была посвящена обсуждению разработанных участниками конференции новых методов и алгоритмов математического и программного обеспечения, информационных систем, применяемых в различных областях науки, техники, промышленности и образования. 

Мазуров Вл.Д.
Первый доклад на тему «Представители множеств в диагностике» сделал Мазуров Вл.Д., Заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор кафедры эконометрики и статистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, профессор кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Уральского института экономики, управления и права. 
     
В докладе рассматривалась проблема построения системы различных представителей для системы множеств. Комитетные конструкции примыкают к этому направлению и применяются к задачам обучения диагностике, при распознавании образов и в математической статистике.
 
В качестве простого приложения была приведена задача о формировании группы экспертов, покрывающей компетенциями некоторую проблемную область. Была описана новая процедура латентного факторного анализа. Недавно этот метод был использован в медицинском исследовании факторов риска заболеваний. При этом разработан новый метод факторного анализа.
 
Скрипов А.В.
Затем с двумя докладами выступил Скрипов А.В., руководитель администрации ректора Уральского института экономики, управления и права, доцент кафедры прикладной информатики. 

Первый доклад на тему «Реализация методики системы сбалансированных показателей с применением программы BSС Designer для негосударственного учреждения высшего образования» был посвящен системе показателей, разработанной Гарвардской бизнес-школой и используемых во многих зарубежных вузах. Система нацелена на комплексный учет финансовых и нефинансовых показателей. Программа позволяет оптимизировать веса при построении взвешенной целевой функции организации. Это позволит объединить сотрудников вуза для решения конкретных задач, обеспечить распределение ответственности от ректора до руководителей подразделений без потери контроля и управляемости.

Во втором докладе Скрипова А.В. на тему «Отдельные аспекты использования элементов дистанционных технологий в учебном процессе» обсуждались психологические особенности внедрения дистанционных технологий. Подчеркивалась важность технического сопровождения и инструктажа на первых занятиях. Перечислены особенности проведения занятий с использованием ВКС для преподавателя.

Четвертый доклад сделал коллектив авторов: заведующий кафедрой математики и естественнонаучных дисциплин Уральского института экономики, управления и права, кандидат физико-математических наук, доцент Трофимов С.П.; Воробьева Алена и Сафронова Ксения, студентки 1-го курса Уральского института экономики, управления и права. 

Трофимов С.П.Воробьева АленаСафронова Ксения
                             
В докладе «Определение порядка малости бесконечно малых величин» был предложен новый способ исследования бесконечно малых величин, который предполагает построение log-log графика бесконечно малой функции и дальнейшее построение наклонной асимптоты. Угловой коэффициент этой асимптоты совпадает с порядком малости. Данный подход достаточно прост и может использоваться в учебном процессе при изучении математических дисциплин.   
 
Плотников С.В.
Пятым выступающим был Плотников С.В., кандидат физико-математических наук, доцент кафедры эконометрики и статистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, с докладом «К проблеме коррекции параметров объекта в задачах классификации». 

Он предложил философский подход к проблеме выбора обществом демократического или диктаторского режима, о влиянии истории народа на готовность перейти к демократии. Было показано, что в процессе перехода от существующего состояния к желаемому встречаются области, которые необходимо обходить.
 
Далее автор перешел к математической формализации этого подхода. Рассматривается некоторый объект, который классифицируется как элемент x класса K2. Требуется минимально (в смысле значения функционала качества f(h)) изменить его описание на x+h с тем, чтобы он был отнесен к классу K1.
Доклад вызвал бурную дискуссию, как по проблеме выбора обществом режима, так и по его математической формализации. 

Захарова Г.Б.
С двумя докладами выступила Захарова Г.Б., заведующая кафедрой прикладной информатики Уральской государственной архитектурно-художественной академии, кандидат технических наук, доцент. 

Первый доклад на тему «Виртуализация экскурсионной деятельности на основе интерактивных моделей».
 
Второй доклад «Информационные технологии как основа обучения проектной деятельности.
Докладчик познакомила слушателей с технологиями «оцифровки прекрасного», рассказала о научных направлениях, которые ведутся на кафедре прикладной информатики: алгоритмы и приложения 3d-визуализации; «умные» дома; BIM-технологии.
 
В докладе также были представлены два подхода виртуализации экскурсионной деятельности: 3D панорамы и интерактивные 3D модели. Достижения преподавателей и студентов были продемонстрированы великолепной презентацией.

Франк Гримм
Далее перед участниками конференции «Проблемы и перспективы развития информационного общества: модели и решения» при помощи видеоконференцсвязи выступил Франк Гримм, профессор, доктор, физико-технический факультет / информатика, отделение информатика, Западно-Саксонская Высшая школа Цвикау, Германия. Тема доклада: «Упрощение программирования с использованием архитектуры ПО DCI».

В докладе обсуждался вопрос использования архитектуры программного обеспечения Data, Context и Interaction (DCI) и её преимущества при обучении студентов объектно-ориентированному программированию. Данный подход был продемонстрирован на примере обработки банковских счетов.
 
В ходе дискуссии с модератором конференции Трофимовым С.П. было подчеркнуто, что DCI не предполагает новых синтаксических дополнений к объектному языку, а является набором рекомендаций по организации исходного кода классов. При этом тип объекта класса зависит от контекста, в котором используется данный объект. Участники дискуссии согласились, что для многих задач, например, математических, достаточно использования стандартных средств объектного программирования. 

Продолжила работу круглого стола Луткова Е.Д., магистрант Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина с докладом «Синтез образа древнерусской рукописной буквы «Л»». 
Предложено компактное описание древнерусской рукописной буквы «Л» в виде графа образа, описываемого в структурной модели Гренандера. В дальнейшем предполагается создание базы знаний всех древнерусских рукописных букв и системы их распознавания, что очень актуально сейчас как для ученых, так и для обычных людей, которым необходимо знать своих предков. 

Муравьёв А.А., студент 1 курса Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт радиоэлектроники и информационных технологий–РтФ выступил с докладом «Роль современных информационных технологий в реализации модели «открытого правительства». 
Автор сделал вывод, что с внедрением «открытого правительства» приобщение граждан к политической жизни государства будет более полным. Как следствие – осуществление «циркуляции элит», то есть смена одной политической элиты на другую, более эффективная работа государственного аппарата в целом, уменьшение социального волнения и обеспечение потребностей граждан страны. 
 
Далее выступили Ананина Е.А. и Гольфельд Э.И, студенты 2 курса магистратуры кафедры информационных технологий, Селиванова И.А., старший преподаватель кафедры информационных технологий Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Тема доклада: «Опыт разработки кроссплатформенной игры c применением алгоритмов поиска пути». 
Игра «Муравейник» получила приз 3 степени на региональном туре международного конкурса игровых программ World Cup. Игра предназначена для мобильных устройств. В игре реализованы интеллектуальные модули поиска оптимального пути. В дискуссии принял участие Кадыров А.С., который сказал, что проблемы разработки мобильных приложений, являются актуальными, поэтому доклад является очень интересным. 

Луткова Е.Д.Муравьев А.А.Ананина Е.А. и Гольфельд Э.И.Кадыров А.С.
 
Завершал работу конференции Кадыров А.С., преподаватель факультета информационных технологий Уральского института экономики, управления и права с докладом «Мобильная CRM-система для составления расписания». 
Автор изложил свой подход к разработке мобильных приложений на примере составления расписаний занятий. Было отмечено, что расписание является допустимым решением системы ограничений. На вопрос Трофимова С.П., возможно ли применение целевой функции к множеству всех допустимых расписаний, докладчик ответил, что это – задача для следующей версии системы. 
 
По итогам конференции студенты получили сертификаты участников форума.

24 апреля 2015 г. состоялась 
Международная научно-практическая конференция «Психологическая безопасность личности и личная культура субъекта» 
   
Работу конференции открыл ректор Уральского института экономики, управления и права кандидат юридических наук, доцент Асадов А.М. Он тепло поприветствовал участников конференции, пожелал им плодотворной работы, интересных дискуссий. 
 
С приветственным словом к участникам конференции обратились также проректор по научной работе Уральского института экономики, управления и права доктор политических наук, профессор Руденкин В.Н., проректор по учебной работе Уральского института экономики, управления и права, доктор исторических наук, профессор Личман Б.В. и модератор конференции, заведующая кафедрой психологии Уральского института экономики, управления и права, доктор психологических наук, профессор Жукова Н.В. 

Асадов А.М.Руденкин В.Н.Личман Б.В.Жукова Н.В.
 
В формате конференции было проведено последовательно две дискуссии.
Первая дискуссия «Теоретические аспекты проблемы психологической безопасности и личной культуры субъекта» определила направление работы всей конференции.
 
Жукова Н.В.
В докладе заведующей кафедрой психологии Уральского института экономики, управления и права, доктора психологических наук, профессора Жуковой Н.В. «Аспекты проблемы психологической безопасности личности и личной культуры субъекта» было показано, что субъект межличностного и межкультурного взаимодействия и познания имеет две сферы, где могут возникнуть риски для развития и формирования личности и становления личной культуры – это взаимодействие и взаимовлияние внутреннего кросскультурного контекста субъекта и внешних социокультурных контекстов, которые обуславливают психологическую опасность или   безопасность личности и личной культуры. 

Внутренняя система ценностей, которая развивается, формируется и определяет развитие личности и становление личной культуры, проявляющейся в формах идентичности (этнической, социальной, культурной, правовой) и определяет встречную активность субъекта по восприятию и принятию систем ценностей в различных контекстах взаимодействия. Прикладной аспект проблемы психологической безопасности личности и личной культуры субъекта был представлен на основе исследований, которые опубликованы в научной психологической литературе и позволяют подтвердить теоретические высказывания, которые были сделаны в первой части доклада. Доклад вызвал большое количество вопросов, разных по содержанию и направленности, но все они могут быть объединены по проблеме, которая может стать обсуждением в новой дискуссии, а, именно, характеристика детерминант безопасности среды для развития личности и личной культуры субъекта межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
Валиев Р.А.
Валиева Т.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Уральского института экономики, управления и права и Валиев Р.А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета сделали доклад на тему «Религиозное поведение и безопасность личности».
В своем докладе они обратили внимание на характеристику религиозного поведения и особое внимание уделили поведению людей, которые вступают в секты, описав разные варианты личностных особенностей людей, которые подвержены воздействию, приводящему к вступлению в секту. Особое внимание докладчики уделили религиозному поведению экстремиста.
 
Как вывод прозвучало следующее заключение: специфическое отличие экстремистского поведения от других религиозных видов поведения обусловлено тем, что оно мотивировано религиозной экстремистской идеологией. Оно представляет собой иллюзорно-деструктивную агрессию верующих против вероотступников в своей среде, иноверцев, неверующих и испорченного мира. В религиозном поведении экстремиста акцентированы разрушительные моменты, которые рассматриваются как основная форма богослужения. Оно ориентируется на враждебные богу и «истинной вере» объекты – предметы культа иноверцев, представителей иноверцев, на еретиков в своей собственной среде. Главным видом религиозного поведения становится не служение богу, а борьба с чужими, врагами, защита своей «истинной» веры от врагов.

Иванова Е.В.
Иванова Е.В., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина выступила с докладом на тему: «Формирование личной культуры в процессе идентификации с культурным героем (на примере инфернальной религиозной мифологии)».
 
Докладчик обратила внимание на то, что в современной религиозной мифологии существуют различные культурные герои. В кинематографе и художественной литературе в стиле фентези в эпоху постмодерна большое внимание уделяется инфернальным героям – вампирам, ведьмам, оборотням, зомби, колдунам и др. В своем выступлении особое внимание докладчик уделила проблеме фанатизма.
 
Фанатизм возникает там, где существует непоколебимость в собственные убеждения, абсолютная вера в идеалы. Социальное непринятие, негатив окружения могут привести к десоциализации индивида и озлоблению, которое при определенном стечении обстоятельств и экстремальных случаях находит выход в фанатичном поведении, что приводит к психологической опасности для развития и формирования личности и становления личной культуры субъекта.

Могучева Н.А.
Могучева Н.А., старший преподаватель кафедры психологии Уральского института экономики, управления и права в своем докладе на тему «Понятие «психологическая безопасность личности» в межкультурном аспекте»  обратилась к методологическому анализу основ изучения понятия безопасности личности в работах отечественных авторов, основываясь на принципах культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и системного подхода к анализу явлений В.С. Степина, рассматривающих  безопасность как многоуровневый системный феномен активности субъекта. Показала, что среди разнообразия подходов к пониманию безопасности представлены различные уровни ее рассмотрения, начиная с физического и завершая изучением психологических феноменов – таких, как «адекватность отражения мира и отношения к нему», «защищенность психики и целостность личности», а также «единство аффективных и интеллектуальных процессов», «выражение личностных смыслов и «восприятие картины мира».
 
В докладе также было представлено понимание психологической безопасности в западных англоязычных источниках литературы, где психологическая безопасность рассматривается в основном через характеристики самой среды в обеспечении мер социальной безопасности. Рассмотрение же субъективной стороны ощущения психологической безопасности отдельного человека в западной психологической научной литературе в основном описывается категориями «субъективное благополучие», «адекватный психический статус» и «субъективное ощущение счастья в собственной жизни». Таким образом, в докладе были освещены разные подходы к пониманию отечественными и зарубежными авторами феномена «психологическая безопасность личности».

Ялаева Н.В.
Ялаева Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Уральского института экономики, управления и права в докладе на тему: «Интерактивные технологии в обучении английскому языку»  раскрыла применения различных интерактивных форм обучения студентов английскому языку и в результате было сделано  заключение о том, что главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность студентов в учебном процессе, которую стимулирует преподаватель c позиции партнера-помощника,  способствуя  развитию познавательного  интереса, творческой, мыслительной активности студентов.
 
Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает студентов к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению иностранного языка. Все эти создаваемые психолого-педагогические условия развития и формирования личности студента в процессе обучения способствуют психологической безопасности личности.
 
Рыбакова Л.А.
Рыбакова Л.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры возрастной педагогики и психологии Нижнетагильской государственной социально-педагогический академии сделала доклад на тему:  «Роль психологических защит во внутреннем кросскультурном контексте первоклассников», где  раскрыла   контекстный (Вербицкий А.А., Жукова Н.В.) подход к изучению проблемы; дала определение понятию «внутренний кросскультурный контекст первоклассников»; сформулировала исследовательскую задачу, раскрыла выборку и методику исследования психологических защит.
 
На основе анализа научной зарубежной литературы показала некоторые основные теоретические положения изучения психологических защитных механизмов. Привела результаты эмпирического исследования и описала примеры ответов испытуемых с разными формами внутреннего контекста, отражающие действие таких психологических защит как подавление, проекция, регресс, «агрессия на себя», рационализация. В выводе отметила зависимость роли психологических защит от целостности внутреннего кросскультурного контекста первоклассников; психологическая безопасность личности первоклассника обусловлена тем, как он адаптируется к новым условиям деятельности. Данным исследованием было показано, что использование конструктивных психологических защит обусловлено адекватной этнической (семейной) идентичностью первоклассников.

Табуркина Е.А.
Табуркина Е.А., студентка четвертого курса Нижнетагильского филиала Уральского института экономики, управления и права, направление «Психология», заочная форма обучения выступила с докладом на тему: «Особенности самоактуализации личности на этапе овладения профессией».
 
В докладе было показано, что одним из важных показателей самоактуализированности студента в учебно-профессиональной деятельности является его психологическая и личностная готовность к будущей профессиональной деятельности и самосовершенствованию в ней, выражающаяся в профессиональной направленности и профессиональной идентичности, характеризующих уровень значимости для субъекта профессии и видения себя в ней, а также в сформированной профессионально-психологической культуре;  на этапе овладения профессией особенность самоактуализации личности заключается во внутренней активности личности, направленной на личностный рост, а также в становлении субъекта профессиональной культуры, проявляющегося в готовности постоянно учиться, что составляет психологическую безопасность личности студента.
 
Вторая дискуссия на тему «Прикладные аспекты проблемы психологической безопасности личности и личной культуры субъекта» была начата докладом на тему: «Терапевтическое вмешательство с использованием проективной телесно-ориентированной методики (SIS) Dubey B.L., Ph.D. DM & SP, Professor of Psychology, Director SIS Center, Varanasi, India и Хромова А.Б., кандидата психологических наук, доцента Курганского филиала Уральского института экономики, управления и права. 
Хромов А.Б.
Анализ единичного случая у пациента с обсессивно-компульсивным расстройством личности», в котором докладчики отвечают на вопрос. Что из себя представляет методика SIS? Телеснo-ориентированная серия чернильных пятен (The Somatic Inkblot Series) – диагностическая проективная методика, которая может также применяться и при проведении психотерапии. Методика разработана американским клиническим психологом доктором Вилфридом Касселем. Предшественниками SIS были проективные методики Г. Роршаха и В. Хользмана. Телесно-ориентированный набор стимульных карт содержит в себе многозначные образы, вызывающие телесные ассоциации. Методика существует в нескольких вариантах: SIS-I, состоящая из 20 стимульных карт; SIS-2 (62 картинки) представлена в двух вариантах как DVD версия и в виде буклета; существует также SIS-методика, имеющая в качестве стимулов живые образы. Стимулы SIS вызывают у испытуемого вербальные реакции, отражающие образы восприятия мира с нормальными или искаженными (патологическими) телесными проекциями, напоминающими сноподобные образы, но возникающими в состоянии бодрствования. Тестовые ответы на стимулы определяются как типичные (популярные) или нетипичные относительно нормы, и интерпретируются согласно общепринятым в проективной психологии диагностическим критериям. Процедура SIS-диагностики может быть дополнением к другим средствам психотерапии, так как многозначные телесные образы позволяет легко преодолевать барьеры к вытесненному в подсознание травмирующему материалу. Процедура с SIS-образами вызывает у испытуемого эмоциональную реакцию в сознании с вытесненными проблемами, заставляя вытесненный материал подниматься на уровень сознания, где подвергается сознательной переработке и терапевтической нейтрализации. Психотерапевт, используя SIS-методику, может отслеживать динамику состояния и выбирать наиболее эффективный план лечения.
Процедура SIS многократно использовалась в различных клинических и психологических исследованиях с привлечением групп здоровых и больных испытуемых. Исследователи из США, Индии и России сообщают в своих публикациях о достаточно хороших характеристиках валидности и надежности метода.

Смирнов А.В.
Смирнов А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета сделал доклад  на тему: «Диагностические возможности и психометрические показатели методики «ГАЛС-2005».
Основной целью создания психологической диагностической методики «ГАЛС-2005» является выявление личности, имеющей криминальные, асоциально-девиантные, аддиктивные склонности или преступные намерения в отношении организации (учреждения) группы лиц или отдельного человека.

Вторичной целью методики является комплексная экспресс-диагностика личностных и профессиональных качеств и способностей кандидата или сотрудника организации, выявление особенностей его индивидуальности. Эти цели достигаются путем специального психографологического анализа образца почерка или его фрагментов. Методика применима к лицам обоего пола в возрастном диапазоне 16–65 лет, вне зависимости от рода занятий, профессиональной деятельности или социальной страты. В качестве базовой методологии для разработки «ГАЛС-2005» был взят универсальный метод диагностики личности А. Хьюза. 
В качестве теоретической методологии выступила концепция глубинных экзистенциальных потребностей Л. Зонди. В соответствии с целями и назначением «ГАЛС-2005» учитывался мотивационно-смысловой подход к психологии криминальной и девиантной личности, разработанный А.И. Ложкиным. 

Академическая теоретическая основа методики и проведение троекратной эмпирической проверки и полевых испытаний позволили существенно расширить спектр ее диагностических и прогностических возможностей, а именно: диагностика форм социальной адаптации личности; диагностика криминальности и склонности к различным формам противоправных деяний; прогнозирование возможности криминального, девиантного и асоциально-девиантного поведения личности при различных условиях; определение степени личностной и социальной зрелости; диагностика характера межличностных отношений; диагностика специфики интеллектуальной деятельности; диагностика направленности социальных отношений; определение благонадежности личности; диагностика личностной позиции; диагностика личностной устойчивости; диагностика способов регуляции поведения; диагностика характера и форм деловой активности; выявление лиц с паразитически-иждивенческим стилем поведения; прогнозирование поведения личности в экстремальных, стрессовых и непривычных ситуациях; диагностика аддиктивных форм поведения и склонности к аддикциям (наркомания, алкоголизм, гэмблинг, адреналиномания, сексуальная, любовная зависимости, зависимость отношений, интернетомания, трудоголия.

Гусева И.С.
Гусева И.С., старший преподаватель кафедры психологии Уральского института экономики, управления и права  в своем докладе на тему: «Процедура построения и апробации диагностики отчужденности личности» рассказала о  процедуре построения и апробации опросника диагностики отчужденности личности, где отчужденность рассматривается как сложное интегральное образование, отдельные элементы которого взаимосвязаны между собой, охватывающее все сферы личности и проявляющееся на психодинамическом, психологическом и социально-психологическом уровнях. Отчужденность рассматривается как чувство, возникшее в результате отчуждения социума от личности. Опросник содержит 96 утверждений, направленных на диагностику различных форм отчужденности личности, проявляющихся в соответствующем поведении и переживании. Опросник указывает на причину проявления отчужденности по отношению к себе, к другим людям и обществу в целом. Он включает в себя двенадцать шкал, из них 10 основных, 2 дополнительных. Представленные сведения о надежности и валидности опросника свидетельствуют о его пригодности для индивидуальных и групповых исследований.

Ложкин А.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Уральского института экономики, управления и права сделал доклад на тему: «Проективный тест Л. Зонди в развитии психологической безопасности личности».
События последних лет показали необходимость проведения качественного психологического обследования и сопровождения деятельности специалистов, работающих в сфере «экстремальных» профессий. К таким профессиям необходимо относить все виды деятельности с высоким уровнем эмоционального напряжения и связанные с риском для жизни окружающих их людей. Игнорирование условий осуществления норм психологической безопасности вновь и вновь будет приводить к трагическим последствиям, где ярким примером может являться случай со вторым пилотом авиакомпании «Люфтганза» – Андреасом Лубитцом. Проведение качественной оценки психологического состояния пилота перед полетом могла сохранить жизнь 150 людей.  
      
Существенную роль в ранней диагностике оценки психологического состояния личности может играть проективный портретный тест Л. Зонди. Его считают своеобразным «психологическим рентгеном», который буквально «просвечивает» и делает видимыми и понятными самые потаенные места человеческой психики. Одновременно с этим краткость, простота проведения исследования и поразительная точность результатов позволяют считать этот тест одним из самых значимых среди методов глубинной психологии. 

Остапчук Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Уральского института экономики управления и права сделала доклад на тему: «Результаты исследования психологической компетентности в контексте психологического здоровья педагога», в котором представила результаты изучения одного из компонентов психологического здоровья педагога – психологической компетентности. Выделены детерминанты, способствующие и препятствующие формированию изучаемого феномена. Сформулировано определение психологической компетентности как системы предметных знаний, основанных на смысловой реальности. Представлены новые данные, касающиеся особенностей психологического здоровья и его структурной организации.
 
Лопес Е.Е.
Лопес Е.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования Российского государственного профессионально-педагогического университета и Деряева М.К., магистр Российского государственного профессионально-педагогического университета сделали доклад на тему: «Психологическая безопасность и личностные характеристики в профессиях группы риска».
Докладчики обратили внимание на следующие моменты: 1. Обеспечение психологической безопасности личности является одной из значимых проблем современности, решение которой необходимо с целью развития функциональных возможностей объекта деятельности, организации и совершенствования системы реализации личностного потенциала. 2. Изучение особенностей процесса формирования психологической безопасности позволит выявить совокупность устойчивых мотивов профессиональной деятельности, что необходимо для определения условий эффективного функционирования человека в профессии. 3. Методы и способы создания условий для деятельности могут вступать в противоречие с закономерностями формирования психологической безопасности работника, что приводит к деструктивным психологическим изменениям, проявляющимся в повышении уровня тревожности, профессиональной деформации, неясности жизненных ориентаций, а в итоге – к снижению уровня эффективности деятельности организации. Гипотеза о существовании взаимосвязи компонентов психологической безопасности и личностных характеристик у специалистов разных профессиональных групп подтвердилась.
Полученные результаты позволяют определить тенденции в формировании производственной среды, а также мотивационно-потребностной сферы конкретного человека; их можно применить в организациях для реализации психологического сопровождения специалистов.

Подведение итогов конференцииПодведение итогов конференцииПодведение итогов конференцииПодведение итогов конференцииПодведение итогов конференции
 
Подведение итогов конференции завершилось рефлексией и обратной связью в формате круглого стола, где каждым участником было высказано мнение о том, какие мысли и переживания для него были значимыми в ходе проведенных дискуссий.
 

В период работы форума для студентов были организованы и проведены следующие мероприятия:
    
Встреча с психологом
  1. Беседа первая: «Что такое психоанализ? Особенности деятельности современного психолога-психоаналитика» (психолог-психоаналитик Марина Сергеевна Худякова).
  2. Беседа вторая: «Судьбоанализ и тест Л. Зонди» (кандидат психологических наук, доцент Александр Иванович Ложкин, психолог Ирина Сергеевна Гусева).
Худякова М.С.Гусева И.С.
 
Мастер- классы
 
1. Мастер-класс: «Техники песочной терапии в профилактике эмоциональной перегрузки взрослых и детей».
Могучева Наталья Александровна, психолог, старший преподаватель кафедры психологии Уральского института экономики, управления и права, г. Екатеринбург.

Мастер-класс: «Техники песочной терапии в профилактике эмоциональной перегрузки взрослых и детей».Мастер-класс: «Техники песочной терапии в профилактике эмоциональной перегрузки взрослых и детей».Мастер-класс: «Техники песочной терапии в профилактике эмоциональной перегрузки взрослых и детей».Мастер-класс: «Техники песочной терапии в профилактике эмоциональной перегрузки взрослых и детей».
 
2. Мастер - класс: «Методы арт-терапии в карьерном консультировании».
Соловьева Елизавета Михайловна, психолог, старший преподаватель кафедры общей психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
 

Мастер - класс: «Методы арт-терапии в карьерном консультировании»Мастер - класс: «Методы арт-терапии в карьерном консультировании»Мастер - класс: «Методы арт-терапии в карьерном консультировании»Мастер - класс: «Методы арт-терапии в карьерном консультировании»
  
Международный научно-практический форум «Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения» прошел живо и плодотворно. Его участники высказали много интересных идей, обменялись контактами друг с другом, обсудили перспективы дальнейшего творческого сотрудничества. На подведении итогов работы форума выступили все модераторы конференций. Они подвели краткие итоги состоявшихся в рамках форума конференций; выделили основные проблемы, которые были подняты и рассмотрены их участниками; поблагодарили руководство Уральского института экономики, управления и права за хорошую организацию форума и высказали пожелание провести подобное мероприятие в 2016 году.
 
Другие материалы о Международном научно-практическом форуме «Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения»:
 

Все фотографии с мероприятияДругие новости международной деятельности вуза 
 

Яндекс.Метрика

© 2009-2016 НАЧОУВО "УИЭУиП"
При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

г. Екатеринбург,
ул. Луначарского, 194
тел. +7(343)261-59-58

Здание УИЭУиП на карте

Наш международный
партнер

zwickau

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

СИСТЕМА
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ (СДО)

Новая версия СДО - do.urep.ru

Старая версия СДО - dist.urep.ru