Положение о порядке подготовки, издания и использования учебно-методических материалов для основных образовательных программ УИЭУиП
I. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок подготовки и издания учебно-методических материалов с грифом УИЭУиП в учебном процессе по основным образовательным программам, реализуемым на очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также содержит общие требования к содержанию и оформлению учебно-методических материалов различного типа.
1.2 Учебно-методические материалы готовятся в целях повышения уровня методического обеспечения аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплинам учебного (рабочего) плана, совершенствования образовательного процесса в Институте и улучшения качества подготовки студентов.
1.3 Учебно-методические материалы по дисциплине учебного (рабочего) плана должны соответствовать цели и задачам курса и следовать логике изложения материала.
1.4 Учебно-методические материалы с грифом Института могут быть подготовлены в семи основных форматах:
- «Программа дисциплины» (тип 1);
- «Учебно-методический комплекс по дисциплине» (тип 2);
- «Учебно-методическое пособие (указания) по дисциплине» (тип 3);
- «Учебное пособие по дисциплине» (тип 4);
- «Рабочая тетрадь» (тип 5);
- «План-конспект лекций по дисциплине» (тип 6);
- «Хрестоматия по дисциплине» (тип 7).
1.5 Решение об отнесении учебно-методических материалов к соответствующему типу принимается кафедрой и подтверждается редакционно-издательским отделом Института в порядке, определяемом настоящим Положением.
II. Содержание учебно-методических материалов
2.1 «Программа дисциплины» представляет собой подробное описание содержания учебной дисциплины в дидактических единицах и включает разделы:
- краткую аннотацию;
- введение, в котором формулируются цель и задачи дисциплины, требования к студенту (студент должен знать), организационные формы изучения и формы контроля знаний, критерии оценок экзаменов (зачетов), требования ГОС;
- тематический план, в котором представляются названия разделов и отдельных тем дисциплины, а также виды и объем (в академических часах) лекций, семинаров, самостоятельной работы по каждой теме (отдельно – для очной, заочной и очно-заочной форм обучения);
- содержание тем дисциплины;
- примерные вопросы к экзамену (зачету);
- список основной (с грифом Министерства за последние годы) и дополнительной литературы в целом по дисциплине.
2.2 «Учебно-методический комплекс по дисциплине» представляет собой сборник учебно-методических указаний, пособий который включает разделы:
- краткую аннотацию;
- введение, в котором формулируются цель и задачи дисциплины, требования к студенту (студент должен знать), организационные формы изучения и формы контроля дисциплины, критерии оценок экзаменов (зачетов), требования ГОС;
- тематический план, в котором представляются названия разделов и отдельных тем дисциплины, а также виды и объем (в академических часах) лекций, семинаров, самостоятельной работы по каждой теме (отдельно – для очной, заочной и очно-заочной форм обучения);
- содержание тем дисциплины;
- примерные вопросы к экзамену (зачету);
- список основной (с грифом Министерства за последние годы) и дополнительной литературы в целом по дисциплине;
- список основной и дополнительной литературы по каждой из тем;
- планы семинарских (практических) занятий с указанием тем, литературы к ним, содержания вопросов, выносимых на обсуждение, задач и практических ситуаций;
- тесты по отдельным темам, тесты в целом по дисциплине;
- темы докладов по проблематике курса и литература для их подготовки;
- примерные вопросы к устному экзамену (зачету) по дисциплине либо образцы письменной итоговой работы;
- примерные темы курсовых работ;
- глоссарий.
2.3 «Учебно-методическое пособие по дисциплине» или «Учебно-методические указания по дисциплине» представляют только один из углубленно-развернутого раздела учебно-методического комплекса.
Пособие и указания отличаются объемом. Пример названия: «Учебно-методическое указание (пособие) по решению задач по курсу …»; «Учебно-методическое указание (пособие) по решению тестов по курсу …»; «Учебно-методический практикум (указание, пособие) по решению казусов по курсу»; «Учебно-методическое указание (пособие) по оформлению и написанию дипломной работы по курсу …»; «Учебно-методическое указание (пособие) по анализу нормативных актов по курсу …» и т.д.
2.4 «Учебное пособие по дисциплине» представляет собой издание, дополняющее либо полностью или частично заменяющее учебник, и отвечающее требованиям, предъявляемым к изданиям такого рода в системе высшего профессионального образования.
2.5 «Рабочая тетрадь» представляет собой материалы, содержащие в краткой форме основные дидактические единицы лекционного курса, способствующие более эффективной работе студентов.
2.6 «План-конспект лекций по дисциплине» представляет собой материалы, содержащие в краткой форме авторский курс преподавателя.
2.7 «Хрестоматия по дисциплине» – это сборник документов, нормативных актов, статистических данных, способствующих более глубокому освоению содержания дисциплины.
III. Порядок подготовки и издания учебно-методических материалов
3.1 Подготовка учебно-методических материалов осуществляется силами преподавателей, читающих данную дисциплину.
3.2 Решение о подготовке и рекомендация к публикации учебно-методических материалов принимается на заседании кафедры, отвечающей за реализацию учебной дисциплины. Учебно-методические материалы передаются на внешние (заверенное печатью) и внутреннее (одобренное внутрифакультетской кафедрой) рецензирование.
3.3 Выписка из протокола заседания кафедры, внутренняя и внешняя рецензия передаются в редакционно-издательский отдел Института вместе с подготовленными к публикации учебно-методическими материалами. Решение о публикации принимает проректор по учебной работе и учебно-методическая комиссия. Тираж издания определяется проректором по учебной работе в соответствии с потребностями института.
3.4 Учебно-методические материалы издаются в соответствии с планами кафедр. Контроль за соблюдение сроков поступления и издания учебно-методических материалов осуществляется проректором по учебной работе.
IV. Требование к оформлению учебно-методических материалов
4.1 Учебно-методические материалы, имеющие гриф УИЭУиП, оформляются в соответствии с требованиями редакционно-издательского отдела.
V. Порядок распространения и использования учебно-методических материалов
5.1 Учебно-методические материалы предназначены для использования внутри Института в учебном процессе по основным образовательным программам на очной, очно-заочной и заочной формах обучения, а также по дополнительным образовательным программам, в том числе программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
5.2 Наличие «Программы дисциплины» является обязательным для всех учебных предметов, включенных в учебные планы подготовки студентов по формам обучения.
5.3 Учебно-методические материалы размещаются в локальной сети Института и филиалов и могут быть представлены на сайте Института.
5.4 Для использования материалов, разработанных преподавателем самостоятельно, с ним заключается авторский договор о передаче Институту прав на издание произведения преподавателя. Договором определяются срок действия соглашения на издание, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, а также иные условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. Оформление договоров осуществляется через редакционно-издательский отдел Института.